❗Чем следуетвыплачивать закят аль-Фитр❗ 🔹Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивализакят аль-Фитр одним са’ еды, или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506. Ученныевысказывали различные мнения относительнотолкованияслова «та’ам» (еда) упомянутогов хадисах. Некоторыесказали, что под словом «еда» подразумеваетсяпшеница. Другие сказали, что дозволенновыплачивать только тем пропитанием,котороеупоминаетсяв хадисах. На самом же деле мнениетех ученых, кто считает, что слово«та‘ам» в хадисах являетсяобобщенными имеет отношениеко всейеде, которуюможно отмерить, сильнееи обоснованней.Более того,следуетвыплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами,которые являютсяосновнымив каком-либо регионе,на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланникаАллаха (мир ему и благословениеАллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания,а питалисьмы в то времяячменем, изюмом, сушенымтворогоми финиками”. аль-Бухари 1510. Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачиваетсяячмень тем, кто не употребляетего! Следует выплачивать тем, что употребляютлюди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263. 🔹Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание,являющееся основнымв какой-либо местности, являетсяобязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127. 🔹Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословениеАллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ финиковили ячменя, поскольку это было пропитаниемжителейМедины. И еслибы жители Медины употреблялив пищу не эти, а другие продукты, то пророк (мир ему и благословениеАллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которыеони не использовали” . См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68. Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаютсяв хадисах, были основнымипродуктамижителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местностиявляютсяне эти продукты, то им следуетвыплачивать Фитр ходовыми у них продуктами,как напримеркукуруза, рис,инжири прочие продукты. Если же их пищейявляютсяне сыпучие продукты а, например,мясо или рыба, то следуетим выплачивать Фитр тем, чем они питаются,что бы это ни было. Это мнениебольшинстваученых, и оно являетсяправильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12. 🔹Шейх Ибн ‘Усаймин говорил:“Если сыпучие продукты не являютсяпродовольствием жителейкакой-либо местности,а наоборот, их едой является,напримермясо, и это являетсяих основнойпищей,то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182. Что касаетсяхадиса от Абу Са’ида, что они выплачивалиФитр одним са’ муки, то он являетсяслабым, о чем говорилиимам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотряна то, что этот хадис слабый, все же группаученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил:“Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорилимам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357. Этого мнения придерживалисьтакже имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтениешейх Ибн ‘Усаймин. 🔹Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, еслиони из числа основныхпродуктов питанияв определеннойместности” . См. «Шархуль-мумти’» 6/191. Таким образом, на основаниивсего сказанногостановитсяясно, что Фитр можновыплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка,мясо и т.п., еслиданные продукты являютсяосновнымив той или иной местности.И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он можетвыплатитьего средним из того,чем он питаетсясам. Нельзя платить Фитр испорченными продуктами,а также не следуетдавать его быстро-портящейсяедой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касаетсяхлеба и приготовленнойеды, то даже еслив них есть польза для бедняков и это требует траты времении сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можнодольше. Что касается хлеба и приготовленнойеды, то даже если их будет много,они быстро испортятсяи их невозможнодолго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18. Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа. А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигнитевы благочестия, пока не будете расходоватьто, что любите, а что бы вы ни израсходовали– Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92). Источник: islamic.kz/zakyat-al-fitr-milostynya-razgoveniya/